Фабрика Оскара Шиндлера в Кракове

Краткая история Фабрики Шинддера

В период между двумя Мировыми Войнами, на этом месте располагался Краковский завод по производству проволоки, сетки и металлических изделий Владислава Кухарского. В 1936 году три состоятельных Краковских еврея арендовали у завода несколько производственных цехов, а также купили тогда еще пустой участок земли по будущему адресу Липовая 4. В этом же году новые хозяева построили штамповочный для обработки металла, травильный для удаления загрязнений и эмалировочный для наложения эмали. Новое предприятие получило название ‘’ООО Первая Малопольская фабрика эмалированной посуды и металлических изделий RECORD’’.

Интересно, что фабрика Record была признана банкротом еще летом 1939 года, за несколько месяцев до начала войны и оккупации. В ноябре того же года чехословацкий предприниматель Оскар Шиндлер был поставлен во главе попечительского совета фабрики. 15 января 1940 года Шиндлер сначала арендовал фабричные здания по адресу Липовая 4, а позже, благодаря еврейскому капиталу от инвесторов, приобрел территорию в собственность, изменив официально название на “Deutsche Emailwarenfabrik” или DEF. Полноправным хозяином предприятия Оскар Шиндлер стал еще два года спустя, только в 1942 году. Были достроены другие здания, цеха и помещения. В частности: столовая, конюшни, бухгалтерия и еще три цеха: токарных станков, прессов и инструментальный. Позже добавился еще штамповочный цех, а также склады для готовой продукции. В 1944 добавился новый штамповочный цех, выполненный по проекту фирмы Siemens.

Поначалу работниками DEF (Немецкая Фабрика Эмалированной посуды) были в основном польские граждане, но постепенно акцент рабочей силы был смещен на евреев из Краковского гетто. Сначала они преодолевали расстояние на работу пешком из Гетто, после его ликвидации – из трудового лагеря Плашов. Позже Шиндлер получил разрешение на строительство трудового лагеря на прилегающем участке, условия жизни в котором были намного лучше, чем в Плашове. С ликвидацией Плашова и приближением красной армии, Оскар Шиндлер эвакуировал свое предприятие в свой родной город Брюнлиц в Чехии, а DEF была закрыта. Спустя два года территорию национализировали. Более полувека, с 1949 по 2002 год на Липовой 4 работало производство телекоммуникационных узлов TELPOD. Только в 2005 году территория вновь вернулась в пользование города Краков и с 2007 года здесь располагается экспозиция Исторического музея Кракова: Краков – период оккупации 1939-1945.

Фабрика Оскара Шиндлера в Кракове DEF Deutsche Emailwarenfabrik

 

Вилла Оскара Шиндлера

Всего в одном квартале от знаменитой фабрики Оскара Шиндлера “Deutsche Emailwarenfabrik”, по адресу Tadeusza Romanowicza 9, можно найти один из бывших объектов собственности, принадлежавших Оскару Шиндлеру. Очень немногие туристы знают о существовании этой достопримечательности, от которой до DEF всего пара сот метров. Большую часть времени, проведенную в Кракове, Оскар Шиндлер проживал в квартире на третьем этаже здания по адресу Straszewskiego 7, которое мы увидели в культовом фильме “Список Шиндлера” Стивена Спилберга. Эта же квартира часто упоминается в книге Томаса Кеннили «Ковчег Шиндлера», где как раз нет сведений о вилле неподалеку от фабрики. Вместе с этим, здание принадлежало Оскару Шиндлеру и сегодня сохранилось в почти неизменном, с 1940-х годов виде.

Вилла Оскара Шиндлера

 

Фасад здания DEF

Фасад здания бывшей “Deutsche Emailwarenfabrik (DEF) или, как мы ее знаем, Фабрика Шиндера в Кракове в целом мало изменился со времен оккупации Кракова и предпринимательской деятельности Оскара Шиндлера. Мы можем наблюдать те же две колоны по обе стороны от въезда, кованные ворота на въезде, закругленную переднюю часть здания с окнами, окна на втором и третьем этажах. Ворота были со временем заменены на другие. Второй и третий этаж покрыты сегодня штукатуркой. И, конечно, современный вход в музей “Fabryka Emalia Oskara Schindlera” с фасада здания по Липовой 4 не существовал в 1930-1940-е годы и был добавлен уже после перехода территории в собственность города Краков в 2005-м году.

Фасад здания DEF

Прямо над главными воротами бывшей Фабрики Шиндлера сегодня установлено четыре светодиодных лампы, для подсветки въезда в темное время суток. Слева от них, на шести многосоставных окнах-витражах, музеем размещены фотографии некоторых “детей Шиндлера” – евреев, работавших когда-то на фабрике DEF, которые пережили войну. На более чем 200 табличках, фотографии выживших в разном послевоенном возрасте. Например, портрет Милы Префферберг, известной по фильму “Список Шиндлера” выбран в пожилом возрасте.

Фабрика Оскара Шиндлера по адресу Липовая 4

Напротив входа сегодня стоит полукруглый стенд с выставками города Краков. Левее от двери – две таблички, выполненные фигурно в форме шестеренок. Надписи на польском и английском. На меньшей лишь заголовок: KRAKOWSKI SZLAK TECHNIKI – Маршрут индустриального наследия Кракова. На большей: FABRYKA SCHINDLERA и текст: Этот производственный и складской комплекс были сооружены в 1936 году в качестве мощностей фабрики металлических изделий “Record”. В 1939-1944 годах фабрика принадлежала Оскару Шиндлеру, устраивавшему работниками евреев, которым, в противном случае, грозило уничтожение. В 1948 году территория завода была расширена и использовалась для размещения предприятия по производству телекоммуникационных узлов’’.

Табличка у входа на Фабрику

Еще левее, между двумя окнами, располагается черная металлическая табличка. На ней, на польском, английском и иврите, две надписи. Во-первых, само название исторической достопримечательности – Фабрика Оскара Шиндлера. 1939-1944. Ниже – известное изречение из Талмуда: ‘’Тот, кто спасет одну жизнь, спасет целый мир”.  Далее имя и фамилия Оскара Шиндлера на английском и годы его жизни: 1908-1974. И ниже указаны создатели таблички. Члены совета еврейского комитета города Краков и Студенты и преподаватели американского колледжа Albion College.

‘’Тот, кто спасет одну жизнь, спасет целый мир”. Табличка

 

Порядок посещения Фабрики Оскара Шиндлера

Когда я подошел к знаменитому фасаду здания DEF, ставшему легендарной достопримечательностью Кракова благодаря фильму »Список Шиндлера», у главного входа уже собралось порядка 20 человек, и это за 40 минут до открытия. Музей в здании работает каждый день без выходных, с 10 до 18 часов. Приятным исключением является понедельник – хотя время работы сокращено до 16:00, в этот день недели вход бесплатный, а в другие стоит 25 PLN (порядка 7 $).

Очередь начинает активно образовываться примерно в 9.20. Пока работники музея постепенно сходятся к месту, охранник на входе отшучивается и не пускает посетителей ровно до 10:00. Сначала дорогу открывают туристическим группам с их экскурсоводами. Туристов запускают в здание порциями и вся очередь, собравшаяся на улице, физически не может попасть внутрь в одно время. Это очень мудрое и грамотное решение, учитывая узкие ограниченные пространства всех экспозиций на трех этажах. Запускают примерно по два десятка человек. Уже на обратном пути, спустя полтора часа, я наблюдал очередь из нескольких сотен людей, которая растянулась вдоль улицы Липовой.

Порядок посещения Фабрики Оскара Шиндлера

 

Главный Холл первого этажа

Все экспозиции выставки “Краков. Период оккупации 1939-1945” занимают три этажа главного здания по улице Липовая 4 и поделены на несколько частей. Сразу с порога посетителя встречает небольшой экспонат – настоящий винтовой пресс 1908 г. выпуска для прессовки металла, а также цеховые тележки, переданные музею фабрикой “Эмалия” из польского города Олькуш. К сожалению, оригинальные прессовые машины Фабрики Оскара Шиндлера не сохранились до наших дней.

Справа от входа раньше располагалось небольшое помещение, где проводили время и храни свой инвентарь уборщики. Сегодня – это часть экспозиции музея, представляющая более 200 фотокарточек, выживших “евреев Шиндлера”. Они являются копией тех же фото снаружи.

Главный Холл первого этажа

Проходя в глубь холла первого этажа, мы обнаруживаем тематический магазин сувениров. Здесь можно приобрести книги о Холокосте, истории Польши и Кракова, фотоальбомы. А также сувенирные эмалированные чашки с подписью FABRYKA EMALIA OSKARA SCHINDLERA, магниты с подписью LIPOWA 4, открытки, книгу Томаса Кеннили “Ковчег Шиндлера” на разных языках. Также здесь можно взять бесплатно небольшой буклет с кратким описанием музейной экспозиции. Сразу за магазином расположилась стойка, где шесть дней в неделю продают входные билеты. Интересно, что и в понедельник, когда вход был свободным, сотрудники выдали билет, который, при входе в основную часть музея, засвидетельствовал охранник.

Пожалуй, самым атмосферным местом на первом этаже, в главном холле Фабрики Оскара Шиндлера в Кракове, оказалось тематическое кафе, посвященное шедевру Стивена Спилберга “Список Шиндлера” – фильму, который пятнадцать лет мотивировал меня исполнить мечту и побывать на локациях из фильма и конкретно на фабрике DEF. Даже в туристический разгар в обед, кафе было пустое и туристы просто лишили себя частички атмосферы этого места. На стенах здесь, в рамках, висят кадры из фильма. Например, где Оскар Шиндлер (Лиам Нисон) идет по железнодорожной платформе с Ицхаком Штерном (Бен Кингсли), или беседует по душам с Амоном Гетом (Ральф Файнс), или проведывает цех своей фабрики. Также на перегородке, отделяющей кафе от холла, можно увидеть большую фотографию съемочного процесса, со Стивеном Спилбергом во главе. А самой интересной составляющей интерьера оказались столы, на поверхности которых также нанесены кадры из фильма и даже трехмерный макет лагеря Плашов, воссозданного для съемок в карьере Liban.

Тематическое кафе из Списка Шиндлера

 

Между кафе и основным входом на музейную экспозицию располагается еще одна комната — Зал для временных выставок. Как понятно из названия, здесь выставляют тематические экспозиции, так или иначе связанные тематикой с историей Кракова и согласованные Историческим музеем Кракова. На актуальной выставке в мае 2018 года наибольшие впечатление производила инсталляция теней — фигуры людей, подсвеченные cбоку и вращающиеся по кругу, отбрасывая мрачные тени.

Временная выставка на фабрике Оскара Шиндлера

 

Фотограф и Фотопластикон

По лестнице из холла мы попадаем на первый этаж (на самом деле, как и в Германии, так называют второй этаж от земли). Небольшая имитация довоенной фото студии рассказывает о жизни Кракова в период между двумя Мировыми Войнами. Настоящие аппараты первой половины ХХ века, городские кино и театральные афиши, а также внушительный фотопластикон того времени. В качестве дополнения к газетам, жители Кракова могли ознакомиться с важнейшими новостями, в том числе о военных аннексиях Германии во второй половине 1930-х. Эти фотографии в последних окошках фотопластикона подготавливают посетителя к кардинальной перемене в истории Польша и Кракова, в частности в 1939-м году. На фотопластинках также изображены простые жители города разных вероисповеданий, возрастов и социального статуса.

Фотограф и Фотопластикон. Краков годы оккупации 1939-1945

 

Вокзальный зал ожидания

В небольшой комнатке расположилась экспозиция, символизирующая напряженный предвоенный период, накануне развязывания Второй Мировой Войны. С двух сторон, под имитацией окна на перрон, располагаются типичные, для зала ожидания, лавочки. У одной из них сумки и котомки с вещами, как символ предстоящего пути и неизвестной судьбы. Через имитацию окна мы наблюдаем видеозапись настоящего железнодорожного вокзала Кракова образца лета 1939 года. Гражданские, прибывающие в город или уезжающие подальше в глубинку. Мобилизованные мужчины с вещами, которым скоро предстоит защищать свою родину от двух соседей агрессоров. На стенах этого зала ожидания висят вырезки из газет 1938-1939-х годов, в частности, документ, объявляющий частичную мобилизацию мужского населения в августе 1939 г.

Вокзальный зал ожидания

 

Начало войны

Из небольшого помещения зала ожидания мы попадаем в ту часть экспозиции, которая символизирует начало Второй Мировой Войны и нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 г.  Здесь шум вокзального перрона сменяется записями боевых действий, пикирующих бомбардировщиков, пулеметных очередей, а немного дальше — экстренных сообщений по национальному радио. Справа в отверстии мы видим имитацию укрепления польских солдат, с пулеметом и винтовкой времен еще Великой войны. Сквозь одни отверстия видна архивная кинохроника Польской кампании, а в других, за стеклом, помещены образцы обмундирования Польского войска. В частности, офицерская форма, каски, бинокль и табельный пистолет. Чуть дальше – металлическая уменьшенная копия польской танкетки образца 1930-х, выполненная по чертежам оригинала. Такие небольшие самоходные установки, изготовленные с оглядкой на британские образцы, вооруженные лишь 20 мм пулеметом, героически вступали в бой с новейшими танками Вермахта. На стене позади танкетки изображена покореженная военная техника на поле боя.

Начало войны. Оккупация Кракова

 

Оккупация

Сразу за военной экспозицией расположилась совсем небольшая комната, символизирующая прихожую в типичном польском многоквартирном доме образца сентября 1939 года. В углу стоит детская коляска, а подсвеченные почтовые ящики квартир передают трагические новости с фронтов, а также от польских мужчин, которые попали в плен или были арестованы немцами. Чуть дальше на стене можно увидеть несколько писем военнопленных. Отсюда мы поворачиваем налево в узкий коридор, шокирующий висящими флагами с нацистской свастикой в ярких красных тонах. По обе стороны на стенах воссозданы немецкие агитационные плакаты, а также распоряжения новой администрации, в частности о создании так называемого Генерал-Губернаторства, столицей которого и стал Краков. Наместник нового псевдо политического формирования Ганс Франк осуществлял руководство из кабинета в Вавельском замке в сердце города.

Оккупация Кракова

 

Городская площадь 1939 г.

На одной из увеличенных фотографий в следующем зале мы видим немецких солдат, воздвигающих свастику над Краковом. За стеклом размещены десятки фотографий города, его жителей, первых примеров расовой дискриминации евреев, действий оккупационных властей. За имитацией одной из витрин города, книжного магазина, видны немецкие издания и портреты Адольфа Гитлера. Своеобразной жемчужиной этой экспозиции служит макет передней части вагона Краковского трамвая, выполненного в натуральную величину. На передней части можно увидеть номер маршрута 6, а также одну из конечных станций – район Кракова Salvator. За вагоном, который после можно будет обойти с другой стороны, видна фотография регулировщика движения, а также две надписи большими буквами: FUR JUDEN (Для евреев) и FUR NICHT JUDEN (Для не евреев). Они символизируют расовую сегрегацию в городе, определившую общественные места, где не могли появляться евреи.

Городская площадь 1939 г. Краков

 

Арест интеллигенции Кракова (Sonderaktion Krakau)

Следующее помещение выставки ‘’Краков. Период оккупации 1939-1945’’ рассказывает нам историю спланированного террора против польской интеллигенции. Имитация лекционного зала Ягеллонского университета Кракова, в котором 6 ноября 1939 года были обманом созваны и арестованы члены профессорской коллегии. Немцы не могли позволить развиваться оппозиции и сохранить интеллектуальное наследие польского народа. За стеклом расклеены на стенде университетские объявления, а впереди стоит послевоенный макет лекционных лавок образца 1930-х, с профессорским портфелем, а также настоящее преподавательское кресло конца ХIХ века. Сразу за креслом мы видим макет задней части грузовика, в подобие которого вывозили арестованных. В следующем небольшом переходном помещении в отверстиях в стене выставлены фотографии того времени.

Арест интеллигенции Кракова (Sonderaktion Krakau)

 

Генерал-Губернаторство

Впереди увеличенная копия передовицы Краковской газеты, с фотографией Ганса Франка – бывшего адвоката самого Адольфа Гитлера, который теперь назначен наместником одного из трех административных делений на территории завоеванной Польши. Газета извещает об официальном прибытии Франка в Вавельский замок 7 ноября 1939 года, откуда он будет осуществлять управление. Дальше впереди и справа на стену помещены фотографии повседневной жизни жителей города с установлением новых порядков. На окружных колонах размещены фотографии марширующих немецких военных, а большой экран проецирует кинохронику манифестацией, парадов и праздников, которые отныне вынуждены были терпеть жители оккупированного города. У стены стоит один из пяти музейных компостеров, где на небольшой картонной карточке можно выбить дату и имитацию документа от 1 сентября 1940 года в данном случае. Прямо над ним, за стеклом, можно наблюдать сохранившиеся марки того периода, оригиналы документов и специальных значков. В углу на небольшом экране проигрываются видео интервью с бывшими жителями города.

Генерал-Губернаторство

По правую сторону от большой бетонной арки прикреплен металлический значок NSDAP. За ней слева, под стеклом внизу, размещены образцы немецкого оружия: легендарный пистолет-пулемет MP40, а также несколько пистолетов. За ними – образцы фарфора того времени и книги на немецком языке, тематика которых связана с Польшей. В правой части этого зала мы видим разнообразные архитектурные планы по изменению облика Кракова, а также фотографии тех работ, которые были все же проведены. Над одной из арок размещена большая металлическая табличка. По обе стороны от нацистского орла, держащего в когтях свастику, слова STAATS THEATER, а ниже: DES GENERALGOUVERNEMENTS. Intendant: Friedrichfranz Stampe. ‘’Государственный театр Генерал-губернаторства. Руководитель: Фридрих Франц Штампе».

Генерал-Губернаторство и Краков

 

Террор

Эта внушающая трепет часть экспозиции передает те насильственные меры, которые осуществляли оккупационные власти для полного подчинения польского и еврейского населения города. На увеличенной в полный рост фотографии мы видим еврейского мужчину, со звездой Давида на плече, рядом с улыбающимся молодым немецким солдатом. Это фрагмент сцены одной из первых масштабных эвакуаций евреев из Кракова, пока еще в другие районы Генерал-губернаторства. Табличка ‘’ulica MONTELUPICH’’, письма заложников и заключенных, предметы для пыток, символизируют целенаправленный террор против населения. Также фотографии Тюрьмы Монтелюпи 7 и имитация камеры смертников – одного из самых зловещих мест в городе и первого места массовых казней еще до принятия так называемого ‘’окончательного решения еврейского вопроса’’. На фотографиях остались запечатлены казни гражданских лиц, в частности, через повешение прямо на улицах Кракова.

Террор в городе Краков

 

Повседневная жизнь 1940-1941

Ключевым элементом экспозиции здесь выступает макет внутреннего устройства вагона Краковского трамвая, выполненный в реальную величину. Деревянные лавочки, прикрепленные, у водительской двери, ежедневные газеты города. В четырех имитациях окон вагона показывают синхронно кинохронику повседневной жизни Кракова. Несмотря на террор против населения и расовую нетерпимость, сотни тысяч мужчин и женщин, детей и стариков, пытались выживать в этом новом, тяжелом для них, мире оккупации их родины. Это пропагандистские кадры немецкой хроники, которые показывают нам улыбающихся и счастливых людей, например, мальчишку, который весело держит в охапке продукты. Рядом на стене представлены сохранившиеся оригиналы продовольственных карточек, по которым поляки могли получать скудный набор продуктов, а остальное приходилось добывать самостоятельно на черном рынке.

Повседневная жизнь 1940-1941

 

Центральный вокзал Кракова

Большая металлическая табличка KRAKAU hbf. На немецком языке открывает инсталляцию центрального железнодорожного вокзала города Краков. Мы видим расписание движения поездов, а также большую карту Генерал-губернаторства, на которой, помимо Кракова, можно рассмотреть обозначения таких городов как Люблин, Лемберг (Львов), Хелмн, Тарнов, Варшаву на севере. Еще одна табличка у двери с окном, обозначает проход на Платформу № 1 (ZUM BAHSTEIG 1), а другая — спуск к перрону B. На стене также видны фотографии людей и составов того времени.

Центральный вокзал Кракова

 

Грабежи

Мы видим табличку, символизирующую указ от 3 марта 1941 года, предписывавший создание еврейского гетто в Кракове в районе Подгоже, с обязательным переселением туда еврейского населения до 20 марта. Ценители шедевра “Список Шиндлера”, а в моем случае это фильм на все времена, сразу узнают лестничный пролет. В картине мы видим Оскара Шиндлера, в исполнении Лиама Нисона, кабинет которого был показан сверху справа. Интересно, что этот лестничный пролет был добавлен в здание бывшей Фабрики Шиндлера уже после войны и связал первый и второй этажи. На стенах мы видим оригинальные таблички улиц, которые оказались внутри стен созданного Краковского гетто или на которых жили евреи до принудительного выселения: Straszewskiego, Ciemna, Szeroka, Koletek и др. Здесь стоит еще один компостер, уже с датой 20.03.1941 г. На небольшой стене справа — фотографии переселения евреев в гетто, а вверху на лестнице – экран с кинохроникой настоящего исхода евреев в Подгоже. За стеклом размещены ценности, которые были отняты у еврейского населения в ходе грабежей. Среди них: комнатные часы, картины, еврейские подсвечники-меноры.

Грабежи еврейского населения Краковского гетто

 

Офис по трудоустройству

Так называемое бюро по трудоустройству в Краковском гетто находилось во время оккупации в доме по адресу Jozefinska 10. В обязанности этого бюрократического немецкого органа входило трудоустройство всех евреев старше 14 лет, по большей части на немецких предприятиях за стенами гетто. Экспозиция в небольшом кабинете на втором этаже, вверх по лестнице справа, раскрывает тему принудительного труда, который немецкие оккупационные власти организовали в Польше и в Кракове, в частности. В углу на вешалке можно увидеть типичную рабочую форму того времени. Под стеклом размещены оригиналы рабочих документов, которые, в случае с евреями, нужно было получать заново каждый месяц в Бюро по трудоустройству. Здесь можно увидеть и рабочие карты бывших сотрудников Фабрики Оскара Шиндлера “Deutsche Emailwarenfabrik”, трудившихся в этом самом здании семьдесят пять лет назад. Интересно, что в фильме “Список Шиндлера” это помещение вверх по лестнице изображало кабинет Оскара Шиндлера, который в реальности находился дальше на этаже.

Офис по трудоустройству

 

Планты

Это необычное название относится к парковому кольцу вокруг Старого города в Кракове, где во время оккупации любили проводить время польские граждане города. Так как репертуар кинотеатров жестко контролировался оккупационными властями, большая часть лент, которую показывали в Кракове, были немецкими. Более того, среди них частым явлением было пропагандистское кино о превосходстве арийской расы, о победах Вермахта и ложные картинки счастливой жизни Польши. Несмотря на подобный репертуар, кино оставалось популярным досугом в городе. Посредине комнаты стоит проектор, на котором показывают типичный пропагандистский фильм о расовой гигиене в новой идеологии. На фотографии сбоку видны жители Кракова, устроившие очередь возле касс, а дальше впереди – кинематографический грузовик, внутри которого стоял проектор. UBERTRAGUNGSWAGEN, что можно перевести как Автомобиль с радиотрансляционной установкой.

Планты в городе Краков

 

Гетто

Из помещения, посвященного кино в оккупированном Кракове, мы попадем в темный лабиринт с имитацией каменных стен Краковского гетто. Первый же поворот встречает фотографией мужчин, занятых на возведении стены, с верхушкой в форме еврейских надгробий, в марте 1941 года. На стенах дальше экспозиция предлагает ознакомиться с настоящими фотографиями из гетто, а также с цитатами выживших, которые подсвечены на темном фоне. Потолок здесь также выполнен под камень, символизируя тюрьму внутри города для нескольких десятков тысяч человек.

Краковское гетто. Выставка на Фабрике Шиндлера

После выхода на свет, мы видим фигуры мужчин и женщин в полный рост, с характерными повязками со звездой Давида на рукавах. Дальше, за стеклом, воссоздана атмосфера перенаселенных районов гетто, где в одной комнате могло жить до нескольких семей – сцена, эмоционально переданная в фильме “Список Шиндлера”. За стеклом мы видим спертые квартиры и сгрудившихся среди вещей людей. Маму с ребенком, женщину за швейной машинкой, старуху с костылями, пожилого мужчину на кухне, завешенной постиранными вещами.

Повседневная жизнь в Краковском гетто

 

Повседневная жизнь 1941 – 1943

Из имитации перенаселенных жилищ в Краковском гетто мы попадаем в светлый длинный коридор. Справа можно увидеть несколько табличек, отмечающих важные этапы военного времени. Среди них – нападение Германии на Советский союз 22 июня 1941 года, обнаружение следов военных преступлений Советов в Катынском лесу, усиление движения Польского сопротивления в городе. На стене слева можно увидеть различные немецкие пропагандистские плакаты военной направленности, увеличенные тиражи местных газет, фотографии с описаниями повседневной жизни в Кракове в период 1941 – 1943 годов.

Повседневная жизнь 1941 – 1943

 

Секретариат Шиндлера

Из коридора мы попадаем в настоящий секретариат Оскара Шиндлера, который располагался здесь во время работы Фабрики Эмалированный Посуды DEF. Слева и справа за стеклом представлены фотографии фабрики, с кратким описанием ее истории, а также биографии самого Шиндлера. Можно увидеть увеличенные кадры бывших сотрудников фабрики, которым удалось пережить Холокост. В многочисленным папках и томах собрана документация о работе предприятия. На столе воссоздана композиция секретаря Шиндлера, которая включает в себя шляпу, настольную лампу, печатную машинку, телефон, компостер и кнопку вызова директора. Предметы не являются оригинальными времен работы DEF. На вешалке висит несколько кожаных портфелей того времени.

Секретариат Шиндлера

 

Кабинет Оскара Шиндлера

Если в шедевре “Список Шиндлера” кабинет был показан на месте сегодняшней экспозиции Бюро по трудоустройству, наверху лестничного пролета, реальный кабинет директора Шиндлера располагался здесь, в глубине второго этажа. Здесь целых три части экспозиции, которые заслуживают внимания. Во-первых, это реальный стол Оскара Шиндлера, его семейные фотографии, а также настольная лампа, папка и телефон образца 1940-х годов. Вторым примечательным элементом служит аутентичная карта Европы на стене, которая действительно находилась здесь во времена работы Оскара Шиндлера в качестве директора “Deutsche Emailwarenfabrik”. Хотя после войны ее оригинальный вид был нарушен стиранием немецких надписей, сегодня реставраторами была проделана работа по восстановлению. Третьим элементом в комнате является, конечно, стеклянный куб, внутри которого собрана эмалированная посуда 1940-х годов. В кубе, со стороны окна, есть вход в небольшое помещение 2*2 метра. На его стенах нанесены имена всех выживших евреев Шиндлера из так называемого Списка Шиндлера.

Кабинет Оскара Шиндлера

 

Главная площадь 1943

Выйдя из кабинета Оскара Шиндлера, мы попадаем в следующее большое помещение выставки. Нас встречают фигуры людей, перенесенные, в полный рост, из фотографий на стеклянные перегородки. Мы видим польского мальчишку, торгующего одобренной оккупационными властями прессой. Женщин, которые пытаются сохранять красивый внешний вид и жизнелюбие, улыбаясь фотографу. Мужчин, поэтов, художников – бывших деятелей культуры, которые сидят за столиком, организовав неочевидные собрания интеллигенции. Отдельные стенды рассказывают историю тех остатков культурной жизни, которая имело место в оккупированном Кракове в 1943 году.

Главная площадь 1943

 

Подпольное государство

Если несколькими помещениями раньше, мы уже видели воссозданный интерьер тесного жилища в Краковском гетто, здесь мы попадаем в скромно обставленное жилище польских подпольщиков. В городе, на протяжении всего периода оккупации, действовали десятки запрещенных организаций, групп и собраний. Мужчины обычно собирались в одной из квартир по вечерам, где обсуждали важные новости, печатали нелегальные листовки, учили молодежь, договаривались о спланированных акциях, даже насильственного характера. Композиция сегодня располагает оригинальными предметами, которые в свое время принадлежали членам Сопротивления, в частности это образцы оружия, оригинальные подпольные листовки.

Подпольное государство. Движение сопротивления в Кракове

 

Ликвидация гетто

Акция по ликвидации Краковского гетто была проведена немецкой администрацией 13-14 марта 1943 года. Левая стена длинного темного коридора вновь представляет собой имитацию стены гетто, а по правую руку размещены фотографии тех трагических событий, с облавами на улицах, массовыми убийствами, насильственным переселением трудоспособных людей в трудовые лагеря, в особенности в Плашов. В конце тоннеля впереди мы видим экспозицию из сваленных в кучу вещей, детской игрушки коня, постелей – образ того хаоса и беспорядка, который был организован. За поворотом на стене можно увидеть схематическое изображение гетто, трудового карьера Либан и лагеря Плашов.

Ликвидация гетто, март 1943 года Краков

 

Плашов

Трудовой, а после концентрационный лагерь Плашов, стал тем местом, куда были насильственно согнано 8000 жителей Краковского гетто, признанных пригодными к дальнейшему труду. Мы видим увеличенную панораму лагеря, снятую с возвышенности. Здесь же, большими буквами, на английском, приведена цитата одной из переживших Холокост – Милы Хорник (Mila Hornik). “Повсюду кладбище, надгробие и похоронное бюро и несколько одиноких бараков. Мы все были подавлены, говоря друг другу, что из кладбища нет дороги назад”. Самой примечательной частью этой экспозиции являются настоящие ворота Плашова, которые пережили войну и сегодня сохранены здесь, как часть выставки. На полу в помещении рассыпана крупная щебенка, чтобы создать впечатление трудового лагеря и карьера.

Концентрационный лагерь Плашов

 

Немецкая пропаганда

После имитации Плашова, экскурсионный путь следует на первый этаж. На обычных лестничных пролетах расположилась еще одна неочевидная часть выставки. Агитационные немецкие плакаты, времен оккупации Кракова. Более ранние носят антисемитский расовый характер и были призваны очернить еврейское население города и Европы в целом. Более поздние пропагандистские плакаты передают антибольшевистский характер и призывали польское население встать на сторону Германии в общей борьбе против наступающей красной армии в 1944-1945 г.г.

Немецкая пропаганда

 

Парикмахерская

Эта часть выставки восстанавливает для нас атмосферу парикмахерской в Кракове образца 1944 года. На стене висят распоряжения оккупационных властей, на записи звучат объявления по радио. На стене справа и за стеклом своеобразная графическая композиция, напоминающая комиксы, рассказывает о покушении членов Польского движения сопротивления на высшего офицера СС в генерал-губернаторстве, Вильгельма Кноппа. Интересно, что антураж и, что более важно, оригинальное оборудование образца первой половины ХХ столетия, было передано музею в качестве подарка. До 1993 года оно, более полувека использовалась в городской парикмахерской поляка Юзефа Драбика.

Парикмахерская

 

Подвал

Здесь, в маленьком темном помещении, мы можем получить представление, в каких условиях прятались выжившие евреи Кракова, которых, под угрозой собственной смерти, прятали у себя польские граждане. В течение 1944 года в городе прошло несколько облав, одна из которых была ответом на Варшавское восстание. За полками с консервацией и пустыми банками, мы видим две маленьких койки и вешалку с вещами укрывающихся людей. Информационная табличка здесь же рассказывает историю поляка Адама Ковальски, который укрывал в подвале своего дома десять еврейских беглецов из Краковского гетто. Он осмелился принести туда радио, так как больше, чем за укрывание беглых, наказания уже быть не могло – только смерть.

Подвал, в котором скрывали евреев

 

Последние месяцы оккупации

Ввиду все более реальной опасности прихода красной армии, немцы эвакуировали немецкое население, наиболее важные предприятия. Местных поляков они заняли на строительстве оборонительных сооружений, чтобы попытаться превратить город в крепость. На стенах зала с этой частью экспозиции представлены десятки фотографий противовоздушных бункеров, противотанковых рвов и заграждений, точек ПВО, километров колючей проволоки. Здесь же представлены пулеметы, противотанковые ручные орудия и пушка. Чуть дальше, в следующем помещении, мы можем наблюдать имитацию оборонительного бункера конца 1944 года.

Последние месяцы оккупации

 

Приход Красной армии

Мультимедийные экраны и фотографии передают этапность освобождения Кракова. Немцы предварительно оставили город без кровопролитных сражений, так что освобождение носило номинальный характер. Во втором помещении установлен портрет советского диктатора Иосифа Сталина. После занятия Кракова, воины красной армии устанавливали подобные картины на улицах города Краков, таким образом, провозглашая собственную победу и силу.

Приход Красной армии

 

Зал выбора

Хорошо освещенное помещение представляет собой своеобразный зал памяти. На мраморных стенах, на английском, польском и иврите, нанесены цитаты, истории, биографии людей, которые противопоставляли себя немецкой оккупации, спасали невинных и боролись за свободу. На нескольких вращающихся дисках, в противовес, приведены примеры отсутствия сострадания и воли к справедливости. Большой музейный интерес представляет следующее помещение с двумя книгами. Так называемая “белая” книга, на которой на польском написано SPRAWIEDLIWI (Праведники) рассказывает нам о бойцах Сопротивления, о людях, которые укрывали евреев и беженцев, о социальных работниках и тех, кто не утратил свой моральный облик даже во время войны. Вторая, “черная” книга INFORMERS (Доносчики) рассказывает о коллаборационистах, приспешниках режима, информаторах гестапо, полицаях, которые приспосабливались к войне по-своему.

Зал выбора

 

Внутренний двор

После Зала выбора, мы имеем возможность попасть во внутренний двор фабрики Шиндлера в Кракове – тот самый, за главными воротами, откуда выезжал на своем авто Оскар Шиндлер, как настоящий, так и герой Лиама Нисона из фильма “Список Шиндлера”. Стоит повторить, что это не оригинальные ворота времен 1940-х годов, но они производят должное впечатление, как часть здания. Отсюда можно снаружи увидеть тот самый лестничный пролет, внутри которого снимали сцену на лестнице из фильма, а сегодня там располагаются части выставки Грабежи и Офиса по трудоустройству. Если внутри практически отсутствовало освещение и не проникал свет снаружи, с улицы мы видим красивое стеклянное решение, с этой стороны. Дверь внизу закрыта для посетителей, а на ней нанесено графическое изображение. Также здесь располагается здание, с 2011 года занятое Музеем Современного Искусства.

Внутренний двор

TAKE THESE TO READ NEXT
  • Favorite list is empty.
LoadingClear favorites