Где снимали Список Шиндлера

Список Шиндлера остается одним из самых известных фильмов в мировой истории. Четверть века назад съемочная группа под руководством легендарного Стивена Спилберга провела несколько месяцев в Польше, в частности в Кракове. Также эпилогом к фильму является сцена на латинском кладбище в Иерусалиме, где был похоронен Праведник мира Оскар Шиндлер. Я предлагаю вам совершить подробное путешествие по местам, которые использовались для съемок фильма. Я побывал в Израиле в 2016 году и в мае 2018-го отыскал все ключевые локации в Кракове, а также побывал в музее Аушвиц-Биркенау.

Хотя Краковское гетто – одно из немногих еврейских гетто, которое не было разрушено во время войны и сохранило свой облик до сегодня, сцены для фильма снимали не в районе Подгоже, где оно располагалось. Большая часть локаций  Schindler’s list относится к району Кракова Казимеж, где исторически жили евреи города, вплоть до массового переселения весной 1941 года. Имитация лагеря Плашов была возведена в карьере Либан, в нескольких сотнях метров от места, где стоял реальный Плашов. А Главные ворота лагеря Аушвиц-Биркенау, с помощью магии кино, помогли создать мрачный образ лагеря смерти. Ниже я прикреплю карту со всеми основными локациями из статьи, чтобы вы могли легко осуществить свое собственное путешествие.

Также, для полного погружения в происходящее и для лучшего понимания мест, я предлагаю сочетание кадров из фильма «Список Шиндлера» и свежих фотографий, отснятых в мае 2018 года. Также в качестве цитат служат выдержки из культовой книги Томаса Кеннили «Ковчег Шиндлера», по которой и был снят фильм Стивена Спилберга.

Места из фильма Список Шиндлера 1993

  1. Квартира Шиндлера
  2. Мост Пилсудского
  3. Мариацкий Костел
  4. Главная площадь гетто
  5. Фабрика Шиндлера
  6. Шиндлер с любовницей на холме
  7. Внутренний двор с балконами
  8. Лестница, где прятались Дрезнеры
  9. Леопольд Пфефферберг на улице
  10. Смерть на руках врача
  11. Убийство мальчика на улице
  12. Госпиталь гетто
  13. Концентрационный лагерь Плашов
  14. Женщины прибывают в Аушвиц-Биркенау
  15. Могила Оскара Шиндлера в Иерусалиме

Квартира Шиндлера

Интересно, что для съемок квартиры, в которой, во время оккупации, живет герой Лиама Нисона, использовали тот самый дом, по адресу Straszewskiego 7. Реальный Оскар Шиндлер жил в этом здании на третьем этаже, а окна его квартиры выходили на парк напротив, который и сегодня остается тихим местом для отдыха. До Шиндлера в квартире жило еврейское семейство Нусбаум (Nussbaum). Здание по Straszewskiego 7 представляет собой серое, ничем не примечательное сегодня жилое строение, но его расположение буквально у подножья Вавельского замка, делает жилой дом желанным местом и сегодня. В фильме »Список Шиндлера» можно выделить три ключевых сцены, связанные с этой локацией в районе Казимеж.

  1. Мы видим, как в марте 1941 года семейство Nussbaum должно покинуть свою роскошную квартиру, покинуть район Казимеж и переселиться в созданное гетто, на другом берегу реки Висла, на юге. Они выходят из здания в тот момент, когда к своему новому месту жительства подъезжает немецкий предприниматель Оскар Шиндлер. Старые хозяева и новый владелец буквально разминаются на улице. Семья присоединяется к шествию евреев, которые сотнями идут в кадр со стороны Вавельского замка.

Квартира Шиндлера

  1. На выходе из все того же дома по Straszewskiego 7, Шиндлер и его супруга сталкиваются с консьержем. В ходе неловкого обмена репликами, выясняется, что мужчина уже сам путает пассий богатого постояльца.

Straszewskiego 7 Список Шиндлера

  1. Во второй половине фильма Оскар Шиндлер выходит из своего жилого дома. На заднем плане видно Вавельский замок, где во время оккупации устроил офис генерал-губернатор Ганс Франк. Герой Нисона подходит к своему автомобилю и замечает пепел, который ветер, как позже окажется, принес из Плашова и “Хуяровой горки”, где СС сжигали следы массовых убийств на открытом огне.

Квартира Оскара Шиндлера

Из богатого и элегантного многоквартирного дома на улице Страшевского вышел высокий молодой человек в дорогом пальто, под которым виднелся двубортный смокинг. На его лацкане красовалась большая, украшенная золотом и черной эмалью Hakenkreuz (свастика). У открытой дверцы огромного и особенно ярко выделявшегося на мрачном фоне серой улицы блестящего лимузина марки «Адлер» молодого человека, выдыхая в холодном воздухе клубы пара, ждал шофер.

Квартира Оскара Шиндлера в Кракове

 

Мост Пилсудского

Краковские евреи должны были переселиться в район, определенного оккупационной администрацией, гетто до 20 марта 1941 года. Так как большая их часть до войны проживала в исторически еврейском районе Казимеж, севернее Подгоже, массовый исход проходил через два моста, перекинутых через реку Висла. Первый, восточнее, назывался Krakus – он был уничтожен в войну, а на его месте сегодня стоит более современный Most Powstancow Slaskich. Второй — Most Marszałka Józefa Piłsudskiego. Реальный мост, по которому евреи Кракова переходили в гетто, построенный еще в 1933 году, был серьезно поврежден немцами при отступлении и восстановлен, в слегка измененном виде уже в 1948 году.

Съемочная группа фильма »Список Шиндлера» добилась разрешения на временное перекрытие автомобильного и пешего движения по мосту Пилсудского, чтобы повторить сцены массового исхода евреев Кракова. Так как на стороне берега района Казимеж уже были построены современные здания, сцену снимали наоборот. Статисты шли из бывшего района Подгоже в Казимеж и, таким образом, на заднем фоне в сцене мы видим южную часть Кракова, где располагалось, немного в глубине, гетто. Сегодня на мосту открыто пешеходное движение, а с него открываются красивые виды, как на оба берега Вислы, так и на саму акваторию реки в городской черте.

Мост Пилсудского Список Шиндлера

Итак, в течение двух недель евреи перетаскивали свои повозки через Казимировку и по мосту, сосредоточиваясь в Подгоже. Семьям из среднего класса помогала толкать тележки их польская прислуга. На дне тележек лежали еще сохранившиеся брошки и меховые шубы, прикрытые скарбом из матрацев вперемешку со сковородками и кастрюлями с длинными ручками.

Мост Пилсудского в Кракове

 

Мариацкий Костел

В первом акте фильма Список Шиндлера, предприимчивый Оскар решает наладить контакты с местными контрабандистами. Ему нужны предметы роскоши, которые не всегда легко достать в оккупированном польском городе, такие как хорошие рубашки, деликатесы для себя и для взяток высокопоставленным чиновникам. Герой Лиама Нисона приходит в церковь, где несколько мужчин-евреев ведут подпольную деятельность черного рынка товаров, вплоть до многотысячных поставок. Так в фильме происходит знакомство Оскара Шиндлера и Леопольда Пфефферберга, которое в книге Ковчег Шиндлера описано иначе.

Мариацкий Костел в фильме Список Шиндлера

Католическая церковь, которую в фильме посещают мужчины, снявшие звезду Давида на с одежды для конспирации, это Мариацкий костел. Точнее говоря, самая известная церковь в Кракове, достопримечательность родом из XIV столетия была использована для съемок. Вход в туристическую часть сегодня платный, но зато можно посидеть на том самом месте, где мы видели Шиндлера и Пфефферберга. Хотя съемка внутри костела запрещена и за этим следит охрана, я не мог не сделать несколько памятных снимков, повторяющих ракурсы из фильма.

Мариацкий Костел в Кракове

 

Главная площадь гетто

Так как реальная главная площадь гетто “Plac Zgody” уже в начале 1990-х располагала несколькими современными стеклянными зданиями (хотя мемориал с 70 стульями будет установлен только в 2005) и там находился действующий автовокзал, было принято решение выбрать другую локацию. Для этого съемочная группа отправилась в район Казимеж и отыскала подходящее место на улице Szeroka. Фактически, это не площадь, а просто широкая улица. Зато большая часть еще довоенных построек не изменилась. Здесь будут отсняты как еще мирные сцены, так и ликвидация гетто. В здании, где располагается ресторан Ariel, на втором этаже, в течение двух месяцев, жил сам Спилберг с семьей, а членов съемочной группы можно было увидеть ужинающими здесь. Сегодня на улице Szeroka располагается небольшое старое еврейское кладбище, мемориал Холокоста Nissenbaum, а множественные гиды проводят туры по историческому району Казимеж и по местам из Списка Шиндлера, безцеремонно проезжая на своих транспортных средствах среди гуляющих людей. В фильме Schindler’s list главная площадь гетто представлена в ряде сцен.

Главная площадь гетто Список Шиндлера

  • Первая сцена, где появляется главная площадь, следует за кадрами, где Краковские евреи пересекают мост Пилсудского. Табличка на стене как раз и обозначает “Plac Zgody”, а далее стоят столы, через которые евреев пропускают на территорию созданного отдельного района. Позже Мила и Леопольд Пфефферберг встречают старого знакомого Голдберга, который проводит их через бюрократический кордон.
  • Следующая сцена, снятая здесь, начинается с кадров, где Ицхак Штерн (Бен Кингсли) приглашает евреев на главной площади стать рабочими на новой фабрике, которую открывает предприниматель Оскар Шиндлер, за стенами гетто на улице Липовой. Люди разных профессий и возрастов пытаются получить в очередь так называемую Blauschein – документ, позволяющий работать и избежать погрузки на грузовики. Пока Штерн помогает евреям получить документы для работы на фабрике Шиндлера, мы видим локацию с разных ракурсов. На заднем плане в тумане видна Старая синагога Казимежа.
  • В нескольких сценах показаны ворота гетто, которые в фильме было построены на пересечении улиц Dajwor и Na Przejsciu, в одном проулке от улицы Szeroka, чуть восточнее. На заднем плане, позади людей, покидающих стены гетто, снова видно здание Старой Синагоги (Stara Synagoga).
  • В следующей сцене, где хорошо видно улицу Szeroka, Краковские евреи стоят у небольшого огня, запекают картошку и обмениваются мыслями о своем положении. Мужчина рассказывает о своем сне, который вызывает у него смех. Мысли о том, что падать ниже уже некуда и что нужно часто просто стоять и разговаривать.
  • Сцена, где Амону Гёту на автомобиле показывают состояние гетто, также была отснята на улице Szeroka. Когда камера смотрит на водителя и пассажира спереди, мы видим другой край небольшой площади, деревья еврейского кладбища и места, где сегодня установлен мемориал Холокоста. Мужчина из СС говорит о делении территории на гетто А и B, которое в реальности, после 6 декабря 1942 года, действительно проходило по западной части исторического Plac Zgody.
  • В сцене, предваряющей ликвидацию Краковского гетто, Ицхак Штерн выглядывает из окно своей квартиры, которые выходят на Главную площадь. Затем мы видим, как солдаты СС покидают свои грузовики здесь же, а позади них видно ограждение небольшого парка на улице Szeroka.

Из крайнего окна комнаты перед Эдит Либгольд открывался вид на Вислу, затянутый частоколом колючей проволоки путь в другую часть гетто – в больницу на Венгерской, он тянулся через плац Згоды – единственную площадь на территории гетто.

Главная площадь гетто

 

Фабрика Шиндлера

Еще одна реальная локация, связанная напрямую с Оскаром Шиндлером, которая была использована в фильме в роле себя же. Deutsche Emailwarenfabrik или DEF, или в переводе Фабрика Эмалированной посуды. Фасад здания, ставший известный на весь мир, а также три цеха: штамповочный, травильный и эмалировочный были построены на участке земли по адресу Lipowa 4 в 1937 года, фирмой “Record” с тремя евреями-учредителями. Еще до войны фирма объявила себя банкротом, а 15 января 1940 г. арендатором, а спустя два года и собственником, стал чехословацкий предприниматель Оскар Шиндлер. При нем было построено ряд зданий и помещений, а сама фабрика со временем стала выпускать военную продукцию. В 1947 году фабрику национализировало польское правительство и с 1948 по 2002, здесь располагалось производство телекоммуникационных узлов, а ряд внутренних строений были снесены, перестроены или заброшены. В 2005 году здания на Липовой 4 стали собственностью города и сегодня здесь открыто два музея. С 2007 г. Исторический музей Кракова (Экспозиция “Краков периода оккупации”), а с 2011 Музей современного искусства.

Фабрика Шиндлера в Кракове

На момент, когда Стивен Спилберг снимал своей культовый фильм, многие помещения бывшей DEF были заброшены. Кинематографистам пришлось довольствоваться фасадом на Lipowa 4, внутренним двором и одной лестницей. Важно понимать, что кадры самих цехов фабрики, а также кабинета Шиндлера с панорамным окном на производство, были отсняты на предприятии в польском городе Олькуш. Поэтому давайте рассмотрим три примечательных сцены, которые были показаны в фильме и где можно рассмотреть реальную Deutsche Emailwarenfabrik.

  • В фильме есть совсем короткая сцена, длиной всего несколько секунд, где Оскар Шиндлер фотографируется, вместе со своими новыми сотрудницами, на фоне фасада здания DEF по адресу Липовая 4. Также в кадр попадают открытые ворота во внутренний двор, а также кинематографисты повесили реплики нацисткой символики над въездом.

Оскар Шиндлер

  • После устроенной Штерном встречи с одноруким еврейским работником, Шиндлер и его заместитель спускаются по лестнице во внутренний двор, и мы видим ворота с другой перспективы. Мужчины кратко спорят, а после машина директора покидает территорию фабрики, выезжая на Липовую.

Фабрика Оскара Шиндлера в фильме

  • Когда Регина Перлман приходит на фабрику и ищет встречи с господином директором, Шиндлер устраивает девушке своеобразные смотрины. Она ждет ответа внизу лестницы, ведущей, по фильму (не в действительности) в кабинет Шиндлера. Мы видим, как Лиам Нисон выходит из кабинета, а после молчаливой паузы, возвращается внутрь. Чуть позже, мисс Перлман видит своих родителей, входящих на территорию DEF.

Фабрика Эмалированной посуды Оскара Шиндлера

Отдельно хочется отметить тематическое кафе, расположенное на первом этаже здания музея сегодня. На стенах висят распечатанные кадры из фильма »Список Шиндлера», а на столах нанесены макеты лагеря Плашов, которые набрасывались в процессе подготовки к съемкам. Место очень уютное и как раз в стороне от суеты десятков людей, которых порциями запускают на лестницу для осмотра экспозиции. Здесь приятно завершить свой тур по фабрике.

Он определял границы эмалировочной фабрики Оскара в Заблоче. На задах ДЭФ находилось свободное пространство, отданное под два других производства – фабрику упаковочных материалов и завод радиаторов. Оскар с удовольствием обнаружил, что, по данным топографа, большинство этой площади теперь принадлежит его фабрике. В голове у него тут же стали возникать картины экономической экспансии.

Тематическое кафе по фильму Список Шиндлера в Кракове

 

Шиндлер с любовницей на холме

Одно из самых редких мест, связанных с фильмом »Список Шиндлера» и локациями в Кракове, до которого добираются туристы. Гиды, как правило, не водят туда своих клиентов, но добраться до места не составляет никакого труда. Не слишком удобная тропинка вверх начинается позади школы по адресу Limanowskiego 62 – прямо возле одного из двух сохранившихся фрагментов стены настоящего Краковского гетто. Тропинка приводит на возвышенность, где сегодня выгуливают собак и организовывают пикники прямо на траве. Также здесь стоит небольшая католическая церковь и старый форт Бенедикт.

Шиндлер и его секретарша и по совместительству любовница, осуществляют конную прогулку на холме и становятся свидетелями ликвидации гетто 13 марта 1943 года. Кино создает непрерывную иллюзию, что Шиндлер видит не только одну перспективу и улицу с холма, а становится свидетелем всех ужасов, происходящих даже в домах и особенно в сердцах людей. В этот момент мы видим одну из самых легендарных сцен в мировом кино – девочку в красном пальто. Примечательно, что часть Кракова, которую видят панорамой Шиндлер с подружкой, не относится к территории бывшего гетто. Они смотрят правее восточной границы гетто в Подгоже. Сегодня заросшая тропинка приведет вас к тому самому месту, теперь скрытому зеленью и недоступному для конной прогулки.

Шиндлер с любовницей на холме

На следующее утро после спасения Банкера он взял лошадей из конюшни в Парке Беднарского. Для прогулки верхом ему и Ингрид были подобраны безупречные одеяния: для нее – длинная облегающая амазонка, для него – подшитые кожей верховые брюки, камзол с кожаными налокотниками, и блестящие сапожки для обоих.

Двое безукоризненных светловолосых Sudeten получили возможность разглядывать растревоженный муравейник гетто с возвышения… или свысока.

Миновав заросли деревьев, они коротким галопом пересекли открытую лужайку. Покачиваясь в седлах, всадники видели теперь всю Вегерскую как на ладони. На углу, рядом с больницей, стояла толпа людей, а группы эсэсовцев в сопровождении рычащих псов врывались в дома и выгоняли на улицу обитавшие там семьи, которые, несмотря на жару, старались прихватить с собой теплые вещи, предчувствуя, что им нескоро придется вернуться домой, если вообще придется…

Шиндлер с любовницей на холме

 

Внутренний двор с балконами

Одной из первых сцен, изображающих ликвидацию Краковского гетто, становится принудительное выселение жителей из многоквартирного дома. Сначала мы видим солдат СС, которые поднимаются по лестнице на второй и третий этаж. Чуть позже эти же солдаты бесцеремонно сбрасывают вещи евреев прямо с этих балконов, дополняя общую картину хаоса и безысходности. Мужчина, который позже по фильму избежит смерти от рук Амона Гета, показывает немцу свои документы, а потом вынужден подобрать их с земли, после пренебрежительного машинального поступка солдата.

Внутренний двор с балконами Schindler's list 1993

Это тот самый двор, которые позже будет использован для сцены, где миссис Дрезнер прячется под лестницей и, когда солдаты поднимаются на второй этаж, можно заметить, что это та же самая лестница. Такие дворики были типичными для еврейских районов начала ХХ века. Располагается он в районе Казимеж, севернее реального Краковского гетто в Подгоже, в пешей доступности от улицы Szeroka, изображавшей в фильме главную площадь гетто. В дворик можно попасть с двух сторон и одна из них выходит зданием с адресом Jozefa 12. Противоположный вход располагается с улицы Beera Meiselsa. По той самой лестнице сегодня можно подняться на балконы, ставшие легендарными благодаря фильму. Сегодня тут по-прежнему располагается жилой многоквартирный дом, как и во времена съемок, только немного отреставрированный.

Внутренний двор с балконами Казимеж

 

Лестница, где прятались Дрезнеры

В фильме показано четыре члена семейства Дрезнеров, которым удалось выжить в Холокосте благодаря Шиндлеру. Мать Хайя, отец Иуда, сын Йонас и дочь Данка. Во время ликвидации гетто мать приходит к соседке и просит ее спрятать их с дочерью в тайнике под полом. Женщина соглашается принять девочку, но не мать. Миссис Дрезнер спускается на улицу по лестнице и наталкивается на мальчика Адама, друга ее собственного сына. Он, рискуя жизнью, прячет женщину под лестницей и говорит немецким солдатам, что здесь никого нет. После сюда прибегает Данка и Адам берется пристроить их в “хорошую очередь”.

Лестница, где прятались Дрезнеры Список Шиндлера

Эта лестница находится в том же самом дворике, где ранее были показаны сцены принудительного выселения людей из переполненных квартир. Со времен съемок картины в 1993 году, здесь прошла небольшая реставрация и сегодня место выглядит ухоженным. У соседней стены проходит стройка, но она не помешает вам сделать примечательные кадры культового места. Позади вы увидите всю ту же арку и вид на следующий двор.

Несколько раз она упоминала о нем в беседах с фрау Дрезнер: мол, в случае акции фрау Дрезнер может привести Данку и сама прийти к ней. Поэтому, услышав этим утром за углом испугавшие их звуки: лай и рычание далматинских догов и доберманов, усиленные мегафонами приказания обершарфюреров, – Данка с матерью поспешили к доброй приятельнице.

Лестница, где прятались Дрезнеры

 

Леопольд Пфефферберг на улице

После того, как Леопольд и его супруга Мила расстаются в квартире, мужчина отправляется в канализацию под гетто. Он чудом избегает засады, а после возвращается в жилище. Леопольд не находит жену. Он возвращается на улицу и, услышав топот армейских шагов, делает вид, что занимается расчисткой улицы от вещей. Испуганный парень салютуют Амону Гету и его свите. Комендант не трогает Пфефферберга, издевается над ним и говорит присоединиться к остальным евреям.

Интересно, что в обоих моментах, когда мы видим Леопольда у люка – это тоже самое место. То есть сначала он спускается в канализацию в этом месте, после из этого же места выбирается. А после снова возвращается сюда и в этом же месте встречает немцев. Покрытая брусчаткой дорога находится на перекрестке улиц Jakuba и Ciemna в Казимеже. Можно увидеть тот самый угол дома, место, где располагался люк, задний фон проулка за немцами и стену, которая видна в фильме позади Пфефферберга, когда он салютует.

Леопольд Пфефферберг на улице

С деловым видом выйдя из-за дровяного склада, он нагнулся и принялся оттаскивать с дороги узлы и чемоданы, складывая их у стены. Он слышал приближение трех эсэсовцев; он чувствовал зловонное дыхание собак, и все события вечера сконцентрировались лишь в одной мысли: только бы псы не сорвались с поводков. Когда он понял, что эсэсовцы уже шагах в десяти от него, он позволил себе выпрямиться, изображая покорного еврея из какого-то захолустья Европы.

Леопольд Пфефферберг на улице Кракова

 

Смерть на руках врача

В разгар ликвидации Краковского гетто, фильм показывает нам один долгий план. Ицхак Штерн идет по центральной площади гетто и видит врача в белом халате, который тащит на руках женщину. У нее идет кровь из носу, а халат врача весь выпачкан. Их грубо останавливает немецкий солдат и говорит, что женщина уже почти мертва, ее нужно оставить. Врач просит дать возможность помочь ей и занести внутрь здания, но молодой немец стреляет еврейке в голову и силой толкает врача в толпу других на земле.

Смерть на руках врача

Съемки этой короткой сцены проходили все на той же улице Szeroka, изображающей в фильме Plac Zgody. На далеком заднем плане мы видим современный мемориальный парк за заграждением. Здание, прямо позади, врача, женщины и немца – это ресторан Ariel. Стивен Спилберг жил здесь с семьей на втором этаже в период съемок в Кракове, а другие помещения этого строения и соседних были заняты под производственные нужды. Съемочная группа, в том числе сам Спилберг, актеры Бен Кингсли и Лиам Нисон часто трапезничали здесь. Сегодня ресторан занимает сразу несколько зданий.

Главная площадь гетто в Кракове и фильме.

 

Убийство мальчика на улице

Сначала мы видим, как Штерн выходит из своего дома на Plac Zgody – до этого нам давали понять, что его жилье окнами выходит прямо на площадь. Бухгалтер Шиндлера пытается найти в кармане документы, под крики немца. После того, фокус внимания переключается на семью. Пока отец семейства что-то пытается объяснить солдатам, мальчик-подросток пытается убежать. Пока убивают отца, ребенка также тащат за руки и его ждет смерть от пули прямо на ходу.

Убийство мальчика на улице

Когда ребенок бежит, на заднем плане мы видим старую Синагогу Казимежа, расположенную на южной стороне улицы Szeroka. Примерно под таким ракурсом мы уже раньше видели собрания на площади, когда Штерн искал работников на фабрику. По правой стороне улицы в кадр немного не попадает здание, которое в фильме изображает госпиталь и где сегодня располагается полицейский участок.

Убийство мальчика на улице. Кадр из фильма

 

Госпиталь гетто

На территории исторического гетто в Кракове находилось сразу несколько госпиталей, в том числе для лечения инфекционных заболеваний и для содержаний калек и стариков. По всей видимости в фильме показана сцена ликвидации пациентов центрального госпиталя гетто, который в действительности находился по адресу Jozefinska 14. Во время ликвидации гетто в марте 1943 года немцы ворвались в здание, казнили пациентов и всех врачей.

Госпиталь гетто

В фильме «Список Шиндлера» мы видим, как врач, на руках у которого минуту назад убили женщину, забегает в помещение аптеки, по всей видимости. Уже после другой врач и медсестра дают своим подопечным яд. Это одна из самых эмоциональных сцен в фильме, передающая эмоции без слов. Фасад здания, послужившего госпиталем с табличкой Szpital, находится всей на той же улице Szeroka, по другую сторону от ресторана Ariel. Сегодня в нем располагается полицейский участок с табличкой: ‘’Komisariat Policji I w Krakowie’’.

Польдек торопливо проскочил сквозь другое отверстие в стене и иным путем добрался до больницы. Как символы безоговорочной капитуляции, с обоих балконов верхнего этажа свисали окровавленные полотнища простыней. На булыжной мостовой лежала гора трупов. У некоторых были проломлены головы, сломаны руки и ноги. Среди них не было последних пациентов врачей X. и Б. Это были люди, которых днем согнали сюда, а потом перебили. Некоторых из них пристрелили наверху и выкинули во двор. И много позже, когда Польдека расспрашивали о количестве трупов во дворе больницы гетто, он утверждал, что там их было шестьдесят или семьдесят, хотя, конечно, у него не было времени сосчитать наваленные грудой тела.

Госпиталь в гетто

 

Концентрационный лагерь Плашов

Хотя и на момент съемок в 1993 году и сегодня территория бывшего лагеря Плашов представляет собой мемориальный парк, а фактически пустырь, Спилберг решил не снимать фильм на реальной локации, чтобы почтить память десятков тысяч жертв Плашова. Было принято решение построить уменьшенную модель лагеря, ведь реальный доходил до 200 акров площади. В качестве локации был выбран гранитный карьер Liban, прямо у территории бывшего Плашова. Важно понимать, что в этом карьере работали у умирали узники настоящего Плашова, так что место также заслуживает почтения памяти. Реальный Плашов фактически располагался на полях и холмах, а тот, что мы увидели в фильме – окружен гранитными скалами карьера.

Стоит отдать должное той титанической работе, которая была проделана, чтобы воссоздать Плашов на экране. Было отстроено, во всяком случае снаружи, 34 жилых барака и мастерских. Также реплика главных ворот Лагеря, семь наблюдательных башен, дорогу, вымощенную имитацией еврейских надгробий, виллу Амона Гета, конюшни. Теперь стоит остановится на каждой составляющей отдельно. Спуск и свободный доступ в карьер возможен только со стороны кургана Крака – исторической достопримечательности. Нужно быть осторожным при спуске и ходьбе по карьеру. Сегодня он превратился в болото с обильной растительностью. А ввиду редкой посещаемости, опасно идти туда самому, ведь помощи ждать будет неоткуда.

Концентрационный лагерь Плашов

  • Вилла Амона Гета. В фильме находится на холме над лагерем, с которой комендант имел обзор всего Плашова. В культовой сцене персонаж Рэйфа Файнса расстреливает из винтовки узников лагеря, которые решили отдохнуть от работы. Позже он застрелит мальчика на побегушках Лизека. В одной из сцен Шиндлер и Гет распивают алкоголь за беседой на балконе, обсуждая, что есть настоящая сила. Имитация виллы Амона Гета была построена специально для фильма, а после разобрана до основания. Сегодня в гуще травы можно увидеть фундамент здания и даже полукруглое очертание того самого балкона. Из-за бурной растительности, лагерь отсюда видно с трудом.
  • Здание конюшен. В фильме мы видим здание рядом с виллой Амона Гета. Герой Файнса выходит из боковой двери своего поместья на холме и направляется к внушительному зданию левее. Одна его часть занята под гараж, и мы видим грузовик, а в другой конюшню, где мальчик Лизек роняет на землю седло. Руины этого строения по-прежнему на месте в стороне от локации, где кинематографисты воссоздали виллу Гета.
  • Лестница и башни. В фильме четко видно, что к вилле Амона Гета ведет металлическая лестница, так как он располагается на холме. Сегодня ее можно увидеть, хотя конструкция была разделена на две части. Верхняя осталась на месте, а несколько метров нижней сегодня оказались в нескольких десятках метров в стороне, видимо стараниями вандалов или охотников за металлоломом. Если вы обращали внимание на конструкции левее от поместья, их кинематографисты не возводили. Это остатки реальной инфраструктуры карьера Liban еще со времен работы Плашова. Правда, из-за обильной растительности подойди к ним снизу проблематично.
  • Заграждение и дорога плит. Так как настоящий лагерь Плашов располагался не здесь и был почти полностью разрушен в 1944-1945 г.г., все построенные имитации в Либане не являются историческими. Когда вам удастся пробиться через растительность внизу от бывшего расположения виллы Гета, вы увидите дорогу, которая в фильме покрыта могильными плитами. Это имитация и все надгробия были специально созданы для съемок фильма Список Шиндлера. Вместе с этим, сегодня они по-прежнему находятся на том же месте и можно прочитать имена и фамилии, даже молитвы на иврите и идише. В настоящем Плашове, главная улица лагеря была действительно выложена плитами с близлежащего еврейского кладбища и негласно называлась SS-strasse (Улица СС).

Перпендикулярно к имитации дороги из могильных плит до сих пор сохранилось несколько десятков метров реплики заграждения лагеря. Это деревянные столбы, даже остатки колючей проволоки. Примерно посредине дороги с плитами сохранились остатки бывших ворот лагеря, показанных в фильме. Далее идет болото и продвинуться по дну карьера Либан практически невозможно.

Плачув уже начал обретать соответствующий вид: улучшившаяся погода позволила начать сборку бараков, а оттаявшая земля – начать копать ямы под отхожие места и мусоросборники. Польская строительная компания уже тянула по периметру мили колючей проволоки. На фоне городских кварталов Кракова, вырисовывающихся на горизонте, громоздились опоры сторожевых вышек, такие же стояли у въезда в долину с улицы Велички в дальнем конце лагеря.

Концентрационный лагерь Плашов

 

Женщины прибывают в Аушвиц-Биркенау

На момент, когда создавался фильм »Список Шиндлера», целый ряд документальных проектов, а также несколько художественных, уже располагали кадрами с территории мемориала Аушвиц-Биркенау. Среди художественных: немецкая биографическая драма о коменданте Гессе ‘’Aus einem deutschen Leben’’ и спортивная драма с Уильямом Дефо »Триумф духа» (Triumph of the Spirit). Вместе с этим, администрация музея не дала разрешениt съемочной команде Спилберга вести съемки и достраивать декорации внутри периметра, не будучи уверенной в корректности и качестве конечного продукта. Однако Спилбергу было позволено снимать лагерь снаружи и использовать автобусную стоянку перед Главными воротами и само строение.

Оказавшись на реальной локации у входа в Биркенау, а после внимательно пересмотрев кадры прибытия поезда в фильме, а после Шиндлера, защищающего ребенка, видны различия. Съемочная группа снимала кадры с обратной стороны – не с внутреннего двора лагеря, куда прибывали настоящие составы, а с внешней, где располагается вход в мемориальный комплекс. Сегодня здесь располагается небольшой книжный магазин, дверь, ведущая на второй смотровой этаж, лавочки для туристов, а прямо у здания паркуются автомобили и автобусы. Таким образом, кинематографисты использовали небольшую стоянку для воссоздания внутреннего двора лагеря. В реальности расстояние от “Ворот смерти” до разгрузочной платформы больше, чем показано в фильме – порядка 150 метров.

Женщины прибывают в Аушвиц-Биркенау

Когда женщин проводят с разгрузочной платформы по лагерю в душевые, мы видим декорации, которые были созданы и отсняты в карьере Либан, там же где и воссозданный для фильма лагерь Плашов. Таким образом кадры трубы крематория, заграждения, за которое заглядывает Мила Пфефферберг и видит людей, которых ведут в газовую камеру, были сняты не в самом Аушвице. Настоящие четыре крематория на территории Биркенау были взорваны немцами и представляют собой руины.

Проделав недолгий путь из Плачува, локомотив протащил состав, в котором находилось несколько сотен женщин, сквозь арку ворот Аушвица-Биркенау. Когда раздвинулись двери теплушек, они очутились на огромном пустом плацу, по обе стороны от которого лежала территория лагеря, в окружении опытных эсэсовцев, мужчин и женщин, которые, спокойно обращаясь к ним, стали сортировать новоприбывших. Селекция проходила с наводящей ужас деловитой отрешенностью. Когда женщины медлили, их подгоняли дубинками, но удары наносились безо всякой озлобленности – всего лишь средство для наведения порядка.

Аушвиц-Биркенау в Кракове

 

Могила Оскара Шиндлера в Иерусалиме

В Сентябре 2016 года, за два года до поездки в Польшу, я побывал в Иерусалиме и исполнил давнюю мечту – побывать на могиле Оскара Шиндлера из фильма. Всем запомнился эмоциональный эпилог к фильму, где “евреи Шиндлера” приходят на кладбище отдать дань уважения и почтить память своего спасителя. Выживших в Холокосте сопровождают актеры, изобразившие их же на экране, а также члены семей. По еврейской традиции, они кладут камни на надгробие, хотя Шиндлер был католиком и похоронен на латинском кладбище. В финальной сцене мы видим Лиама Нисона, который стоит задумчиво у могилы настоящего Шиндлера.

Могила Оскара Шиндлера в Иерусалиме

Само кладбище находится в нескольких сотнях метров от Старого города Иерусалима на юг, за горой и воротами Сион. На кованных металлических воротах можно увидеть табличку: »To Oscar Schindler’s grave» – »К могиле Оскара Шиндлера». Само кладбище очень маленькое и, оказавшись на локации, можно отметить, что места по эту сторону от могилы, куда в фильме идут люди, совсем немного. Таким образом им явно приходилось распределяться вдоль заграждения или снимать всю сцену рядом дублей в разное время. Если вы любите фильм “Список Шиндлера”, посещение могилы в Иерусалиме произведет на вас невероятно сильный эффект – знаю это по себе.

В его завещании было высказано пожелание, о котором он неоднократно говорил многим из Schindlerjuden, – чтобы его похоронили в Иерусалиме. Через две недели священник францисканского прихода в Иерусалиме дал свое согласие, чтобы герр Оскар Шиндлер, один из наиболее заблудших детей Церкви, нашел последнее успокоение на Латинском кладбище Иерусалима. Прошел еще месяц, прежде чем тело Оскара в запаянном свинцовом гробу пронесли по узким улочкам Старого города в Иерусалиме до Латинского кладбища, обращенного на юге к Гинномской долине, которая в Новом Завете названа Гееной. На газетных снимках можно было увидеть, как в море людей – «евреев Шиндлера» – его провожали Ицхак Штерн, Мойше Бейски, Хелена Хирш, Якоб Штернберг, Иуда Дрезнер… Его оплакивали на всех континентах.

Могила Оскара Шиндлера